Предвыборные опросы ничего не предсказывают
Данные опросов в преддверии президентских выборов в США стабильно показывали преимущество Джо Байдена перед Дональдом Трампом – в среднем по стране на 8–9 п. п. Но в момент выборов, пока продолжался подсчет голосов, кандидаты шли достаточно близко друг к другу, а во многих штатах победителем становился Трамп. Это снова запустило волну критики в адрес компаний, проводящих опросы, – полстеров.
Четыре года назад они уже подвергались критике – в период предвыборной гонки Трамп – Клинтон данные опросов прогнозировали победу последней. Результаты стали неприятным сюрпризом и породили волну скепсиса и обвинений в адрес специалистов по опросам. Было выдвинуто множество гипотез. Наиболее популярными стали два объяснения. Первое: все дело в «стеснительных сторонниках Трампа» – было выдвинуто предположение, что респонденты не хотели сообщать о своих симпатиях в пользу кандидата из-за того, что такой выбор выглядит для них социально неодобряемым. Второе: в выборки опросов не попали те группы населения, которые чаще отдавали голоса в пользу Трампа. Это предположение основано на том, что существует доля американцев, разочарованных в политике и элитах и отказывающихся принимать участие в опросах. Трамп сумел привлечь часть их голосов и привести этих людей на избирательные участки.